Aniks-lift.ru

Подъемное оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Усилие затяжки болтов: расчет момента

Усилие затяжки болтов: расчет момента

Усилие затяжки болтов: расчет момента

Правильно затянутый болт — это тот, который затянут так, что он действует как очень ребристая пружина, стягивающая сопрягаемые поверхности вместе. Вращение болта (крутящий момент) в какой-то момент вызывает его растяжение (натяжение). На величину натяжения, возникающего при приложении заданного момента затяжки, влияет несколько факторов:

  1. Первый — диаметр болта. Для затяжки болта маленького диаметра требуется прикладывать существенно больше усилий, чем для затяжки крупного болта.
  2. Второй — класс болта. Для затягивания болта меньшего класса требуется больше усилий, чем для растягивания более высококлассного болта, из-за большей прочности материала.
  3. Третий — коэффициент трения, иногда называемый «фактором гайки». Значение этого коэффициента указывает на то, что более твердые, гладкие или скользкие болтовые поверхности, такие как резьба и опорные поверхности, требуют меньшего вращательного усилия (крутящего момента) для натяжения болта, чем более мягкие, грубые и липкие поверхности.

Если болт затянут достаточно, то соединение будет более надежным и прослужит дольше. При этом не будет деформированных деталей.

raschet-usilia-pri-zatiazhke-bolta

Индикаторный – при затягивании он показывает прилагаемую силу в цифровом виде на дисплее или с помощью стрелки на шкале. Но стоит учитывать, что у индикаторных динамометрических ключей погрешность поставляет от 6 до 8%.

Цифровой – он представляет собой дочерний вид индикаторного ключа, но отличительной особенностью его является то, что он показывает момент затяжки на жк-экране. Также они могут быть оснащены звуковым оповещением, экспорт данных на компьютер и другие примочки и фишки. Погрешность такого вида динамоментрического ключа составляет до 1%.

Предельный – отличительной чертой такого ключа является то, что после установки необходимого предела момента затяжки и ее достижении – используется щелчковый механизм и прекращается затяжка. Погрешность такого вида ключа составляет 4%.

Распространенные ошибки при затяжке головки

Сломался болт при затяжке головки блока

Отметим, что допущенные ошибки во время установки головки блока цилиндров могут привести к повреждениям самой головки и блока цилиндров. Также после начала эксплуатации ДВС возможно появление серьезных неисправностей, которые способны быстро вывести двигатель из строя. В ряде случаев силовой агрегат может пострадать так сильно, что потребует капитального ремонта или замены такого мотора на контрактный двигатель. В списке различных ошибок, которые приводят к нежелательным последствиям, стоит отдельно выделить: перетяжку болтов, попадание моторного масла в отверстия для установки болтов крепления, работу с неподходящими или изношенными насадками на динамометрический ключ, нарушение порядка затяжки болтов, использование болтов, которые не подходят по размеру.

Достаточно часто отверстие под болт крепления в блоке цилиндров оказывается забитым грязью, ржавчиной и т.п. Попытки очистить отверстие не всегда дают положительный результат. В результате закрутить болты с должным усилием может быть очень трудно. По этой причине резьбу болтов смазывают маслом. При этом запрещается заливать масло в само отверстие для улучшения смазки. Такие действия могут привести к тому, что колодец с резьбой попросту разрушится после закручивания болта. В такой ситуации блок цилиндров нужно будет ремонтировать или даже менять.

Также к возникновению проблем может привести и попытка затянуть ГБЦ без использования динамометрического ключа. В таком случае момент затяжки зачастую оказывается превышен. Последствия могут быть самыми разными, но зачастую болты крепления головки ломаются, после чего возникает необходимость повторной разборки двигателя для удаления обломков и ремонта блока цилиндров.

Трещина в головке блока цилиндров ремонтРекомендуем также прочитать статью о том, как отремонтировать трещину в блоке цилиндров и головке блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о различных способах ремонта трещин БЦ и ГБЦ.

Болты для затяжки ГБЦ обычно имеют головку под шестигранную насадку, реже выполняются в виде квадрата. Если насадка окажется изношенной, тогда во время затяжки существует риск ее проворачивания. В результате «слизываются» грани головки болта. В подобной ситуации поврежденный крепежный элемент трудно закрутить или открутить для замены. Что касается подбора болтов, необходимо дополнительно учитывать некоторые особенности. Во многих руководствах по ремонту можно встретить информацию о том, что болты допускается использовать повторно. Как показывает практика, оптимально менять крепежные элементы на новые после каждого снятия ГБЦ.

Читайте так же:
Каковы условия применения электроинструмента класса 1

Дело в том, что после затяжки болт становится немного длиннее, то есть вытягивается. По этой причине следует обращать внимание на максимально допустимую длину болта, которая должна быть прописана в руководстве по эксплуатации. Если новых болтов нет, тогда перед установкой необходимо промерить имеющиеся крепежные элементы. В том случае, когда болт оказывается немного длиннее по сравнению с максимально допустимым показателем, тогда происходит его упор в дно отверстия в блоке цилиндров. Результатом становится или поломка болта, или раскол самого блока цилиндров.

Напоследок добавим, что не исключено и попадание рабочих жидкостей из одной системы в другую (например, тосол попадает в масляные каналы). Неисправности такого рода являются достаточно серьезными, так как нарушения нормальной работы системы смазки или охлаждения приводят к перегреву ДВС, ускоренному износу трущихся деталей, заклиниванию мотора и т.д.

Прокладка ГБЦ

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Момент и усилие затяжки коренных и шатунных вкладышей

Коренные и шатунные вкладыши: назначение, устройство и особенности работы подшипников скольжения. Как правильно затягивать вкладыши, момент затяжки.

Шлифовка головки блока цилиндров

Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.

Головка блока

Назначение головки блока цилиндров ДВС. Материалы и способ изготовления, особенности крепления головки к блоку цилиндров, составные элементы ГБЦ.

Снятие головки блока цилиндров

Снятие головки блока цилиндров двигателя своими руками в гаражных условиях: подготовка и снятие ГБЦ. Как снять головку, если она прикипела. Полезные советы.

Блок цилиндров ДВС

Назначение блока цилиндров в конструкции ДВС. Разновидности, материалы и способы изготовления. Преимущества и недостатки блоков из чугуна и алюминия.

Инструкция по установке проставок

Ослабьте гайки крепления колесного диска к ступице. Поднимите автомобиль домкратом. Отвинтите гайки и снимите колесо. Очистите шпильки и посадочную поверхность ступицы, удалив грязь, ржавчину металлической щеткой.

Важно!

Обратите внимание на аккуратность монтажа проставок. Допускается использование фиксатора резьбы! При каждой установке сначала наживляются противолежащие друг другу болты или гайки, после этого остальные закручиваются до упора с незначительным усилием. Далее они затягиваются калиброванным динамометрическим ключом, оснащенным шестигранной головкой подходящей по размеру и диаметру к отверстию. Не допускается применение пневматических; гидравлических; электрических и др. гайковертов. ( ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕТЯГИВАТЬ!) Неправильная затяжка (слабая или перетяжка) гайки может привести к поломке или деформации поверхности изделия в месте зажима, срезу шпильки и другим серьезным повреждениям!

Затяжку колесных проставок динамометрическим ключом!

Момент затяжки проставок из легких сплавов находится в пределах 80 — 130Нм. М10 х 1,25 — 80 Нм, М12 х 1,25 – 100 Нм, М12 х 1,5 – 110 Нм, М14 х 1,25 – 120 Нм, М14 х 1,5 – 130 Нм. При установке проставок с впрессованными шпильками следует убедиться, что прилегающие плоскости ступицы, проставки и диска плотно прилегают друг к другу и не имеют никаких зазоров. Крепеж поставляемый в комплекте, используйте для крепления проставок к ступице. (ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕТЯГИВАТЬ!) После установки проставки на ступицу, накиньте колесо на проставку, вставьте оригинальные гайки в крепежные отверстия колесного диска и затяните их равномерно.

Читайте так же:
Как заварить чугун электросваркой видео

При установке проставок с впрессованными футорками следует убедиться, что прилегающие плоскости ступицы, проставки и диска плотно прилегают друг к другу и не имеют никаких зазоров. Так же следует убедиться, что длинна оригинальных болтов не превышает толщину проставки. Крепеж поставляемый в комплекте используйте для крепления проставок к ступице. (ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕТЯГИВАТЬ!) После установки проставки на ступицу, накиньте колесо на проставку, вставьте оригинальные болты в крепежные отверстия колесного диска и затяните их равномерно.

При установке сквозных проставок дополнительные средства для крепления проставок к ступице не требуется. Проставки зажимаются между ступицей и колесным диском. Следует убедиться, что прилегающие плоскости ступицы, проставки и диска плотно прилегают друг к другу и не имеют никаких зазоров. Так же убедитесь, что высота центрирующего кольца ступицы не превышает глубину центрального отверстия проставки. При установке сквозных, проставок может потребоваться замена оригинального крепежа на удлиненный в соответствии с толщиной проставки. Вставьте подходящий для применения крепеж в крепежные отверстия колесного диска и затяните его равномерно. (ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕТЯГИВАТЬ!)

Рекомендуется!

Через 50 — 100км произвести контрольную проверку элементов крепления колес. При необходимости подтянуть крепеж динамометрическим ключом, рекомендуемым моментом! (ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕТЯГИВАТЬ!)

Внимание!

Несоблюдение выше приведенных инструкций, может привести к ущербу вашего имущества и серьезным травмам. Колесные проставки не являются запасными частями транспортных средств, а так же не сертифицированы заводами изготовителями транспортных средств. Пользователь несет полную ответственность за изменения, самостоятельно внесенные в конструкцию транспортного средства!

Руководство Scania Ступицы и колёса — страница 1

Ступица переднего колеса состоит из ступицы (1), опорного блока (2), распорной шайбы (3), гайки ступицы (4), колпака ступицы (5) и втулки (6).

Если автомобиль оборудован тормозами АБС, тогда также установлено пульсирующее кольцо (7) на внутренней стороне ступицы.

Ступица колеса монтируется на цапфе вала в постоянно смазываемом опорном блоке, который герметичен и предварительно натянут на заводе-изготовителе.

Опорный блок состоит из двух конусных роликовых подшипников, у которых одно наружное кольцо, две внутренние беговые дорожки.

При замене подшипника колеса снимается весь блок.

Отвернув гайку ступицы, можно снять как единое целое колесо, тормозной барабан, ступицу и опорный блок, что можно считать преимуществом при работе с тормозами.

Гайка ступицы – контрящая.

Руководство по ремонту

Контроль зазора в подшипниках колеса
1 Поднять переднюю ось и установить ее на опоры.

ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не работать под автомобилем, который удерживается только домкратом. Использовать осевые подставки. Если передняя ось имеет воздушную подвеску, пневморесивер должен быть спущен.

2 Снять колесо, используя тележку для подъема колеса 587 121. Снять тормозной барабан.

3 Вывернуть втулку из центрального отверстия в колпаке ступицы и ввернуть полностью резьбовой болт М20 длиной 50 мм. Завинчивать болт, пока не открепится колпак.

4 Установить циферблатный индикатор 98 075 и магнитную опору 587 250, как показано на рисунке. Стрелка должна указывать в том же направлении, что и цапфа вала.

5 Одновременно нажимать и поворачивать ступицу рукой так, чтобы роликовые подшипники сели на место.

Установить прибор на ноль.

6 Поворачивая ступицу, вытянуть ее наружу. По показаниям прибора записать величину люфта подшипника. Повторить этот замер несколько раз и подсчитать средний показатель.

7 Если зазор больше, чем 0,2 мм, подшипник следует заменить.

Замена колесных подшипников

1 Поднять переднюю ось и установить ее на опоры.

ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не работать под автомобилем, который удерживается только домкратом.

Использовать осевые подставки. Если передняя ось имеет пневматическую подвеску, пневмобаллон должен быть спущен.

Снять колесо, используя тележку для подъема колеса 587 121. Снять тормозной барабан.

Читайте так же:
Кабель для сварки цена за метр

2 Вынуть втулку из центрального отверстия в колпаке ступицы и ввернуть полностью резьбовой болт М20 длиной 50 мм. Завинчивать болт, пока не открепится колпак.

4 При помощи муфты 99 307 отвернуть гайку ступицы и снять распорную шайбу. Гайка имеет левую резьбу на левой стороне и правую резьбу на правой стороне.

Стрелка на гайке указывает направление затяжки.

5 Навинтить протектор 99 311.

6 Установить съемник 98 590 и вытянуть ступицу. Смазать резьбу съемника.

7 Снять стопорное кольцо подшипника колеса.

8 Закрепить ступицу в прессе. Поддерживать ступицу в трех равно распределенных точках для того, чтобы не допустить нагрузку на шпильки крепления колеса. Выдавить опорный блок, используя оправку 99 303 и выколотку 98 450. Позаботиться о пульсирующем колесе, если автомобиль имеет тормоза АБС.

Монтаж

1 Повернуть ступицу и установить ее на плиту 99 141, как показано на рисунке.

Подшипник колеса слегка выступает с тыльной стороны ступицы, когда блок полностью посажен на место.

2 Запрессовать подшипник в ступицу, используя оправку 99 303 и хвостовик 98 450.

3 Установить пульсирующее колесо АБС на плиту 99 141, а сверху установить

Если в плите есть паз для колеса АБС, он должен быть изменен, как показано на рисунке.

4 Запрессовать ступицу и подшипник так, чтобы пульсирующее кольцо было на ступице. Использовать оправку 99 303 и выколотку 98 450.

5 Установить стопорное кольцо подшипника колеса.

6 Смазать поворотную цапфу консистентной смазкой для шасси и надеть на ступицу.

7 Снять протектор наконечника, смазать маслом и установить распорную шайбу.

8 Смазать маслом гайку ступицы и резьбу цапфы вала

Гайка, которая является самоконтрящейся, имеет левую резьбу на левой стороне и правую резьбу на правой стороне. Стрелка на гайке указывает направление затяжки.

Крайне важно вращать ступицу при затяжке.

Затягивать гайку с усилием 150 Нм. Сделать отметку на распорной шайбе и затем затянуть еще на 30 O , как указано на муфте 99 307.

9 Проверить исправность кольцевого уплотнения.

Смазать консистентной смазкой поверхность контакта колпака ступицы со ступицей и установить его. Ввернуть заглушку и затянуть с усилием 15 Нм.

10 Смыть пыль с тормозного барабана.

Быть особенно осторожным с поверхностью барабана, которая находится против ступицы. Грязь между ступицей, тормозным барабаном и колесом создаст вибрацию при торможении.

11 Установить колесо и затянуть смазанные маслом гайки по диагонали с усилием 600 ∙м. Использовать динамометрический гаечный ключ или гайковерт с динамометрической муфтой 98 661 с ограничением по крутящему моменту.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

динамометрический ключ с трещоткой

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть.

Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания, превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет именно в конструкции храповика. Он позволяет шестерне прокручиваться в любую сторону.

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ с измерительной шкалой

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы.

Читайте так же:
Как правильно сделать коптильню своими руками

Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

Переобувка — самая горячая для автомобилистов тема межсезонья. Весной и осенью к точкам шиномонтажа традиционно выстраиваются очереди. Но не все хотят участвовать в этом ритуале: собрав второй комплект шин и дисков, многие автовладельцы меняют колёса самостоятельно. Поговорим о том, как делать это правильно — тем более, что менять колесо в дороге рано или поздно приходится каждому водителю.

Удобный домкрат

Чтобы снять с машины колесо, сперва нужно оторвать его от земли — убедитесь, что у вас для этого есть хороший домкрат. Штатный заводской домкрат лежит в любом автомобиле, но все-таки он предназначен для аварийной замены спустившего колеса, а не регулярного шиномонтажа. Если дважды в год вы самостоятельно меняете все колёса, лучше купить домкрат удобнее и надёжнее, чем штатный.

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

Подкатной домкрат — отличное решение, если у вас есть гараж; вы сразу оцените его удобство. Именно подкатные домкраты используют на шиномонтажах, где скорость работы на первом месте. Несколько движений, и колесо уже в воздухе! Немного потренировавшись, с помощью подкатного домкрата одновременно вывешивать сразу два колеса — но при этом обязательно нужно использовать противооткатные башмаки (упоры).

Надёжный баллонник

Водители часто задаются вопросом: почему штатный баллонный ключ автомобиля такой неудобный? Ответ прост: длина ключа подобрана так, чтобы не превысить момент затяжки колёсных гаек (100–110 Н·м для легковых машин). Но для откручивания прикипевших гаек часто требуется большее усилие! К тому же, водитель водителю рознь: например, девушке будет сложно затянуть колёсные гайки до номинального момента штатным ключом. И не говорите, что не видели меняющих колёса девушек.

Чтобы не приходилось бить по ключу ногой или прыгать на нём (что грозит поломкой колёсных шпилек), купите усиленный баллонный ключ: удлинённый или телескопический. При закручивании гаек таким ключом не нужно усердствовать — помните о предельном моменте затяжки. А откручивать гайки станет намного легче.

Ротация шин

Меняя шины, не забывайте об их ротации — перестановке, обеспечивающей равномерность износа. Обычно шины с большим остатком протектора ставят на ведущую ось, поскольку там они изнашиваются интенсивнее. Если автомобиль полноприводный, исходите из конструктивных особенностей 4WD: исходно-переднеприводная машина с подключаемым «задком» сильнее изнашивает передние шины, а исходно-заднеприводный — задние.

Более грамотно ротация шин выполняется по инструкции к автомобилю — но для этого нужно заранее пометить каждое из колёс (например, маркером на внутренней стороне диска). Примеры стандартных схем ротации представлены ниже, а менять шины местами для равномерного износа рекомендуется каждые 10 000 км пробега.

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

На задне- и полноприводных машинах передние шины переставляются на заднюю ось по диагонали (схема A) или меняются по перекрёстной схеме (B). На машинах с передним приводом всё наоборот: задние шины переставляют вперёд по диагонали (схема C).

Читайте так же:
Интересные инструменты и приспособления

Шины с направленным рисунком протектора развернуть без перебортирования не получится. Для их ротации без снятия с дисков передние колёса просто меняют местами с задними на каждой из сторон машины (схема D).

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

Если автомобиль укомплектован полноразмерным запасным колесом, а не докаткой, и вы купили комплект из пяти новых шин, обязательно включите запаску в ротацию (схемы E и F). Это позволит дольше использовать комплект и без проблем заменить запасным колесом любое из основных в случае порчи, ведь их износ будет одинаковым. Благодаря такой схеме покупка пяти шин оказывается выгоднее, чем четырёх, за счёт более долгой эксплуатации комплекта.

Уход за шпильками и ступицей

После снятия колеса очистите колёсные шпильки металлической щеткой и очистителем тормозов. Также нужно почистить и смазать графитовой смазкой привалочную плоскость ступицы, чтобы колесный диск не прикипал к ней. Графит химически нейтрален, не взаимодействует с никелем и хромом, поэтому не окисляется и не портит колёсные диски.

Нужно ли смазывать сами шпильки — вопрос открытый: одни автопроизводители рекомендуют это, а другие прямо запрещают. Если вы используете штатные колёсные гайки с конусом, которые хорошо притягивают диск, и соблюдаете момент затяжки, то от небольшого количества графитной смазки на шпильках вреда не будет — главное, не используйте в этом узле другие типы смазок (например, литиевые).

Равномерная затяжка

Установленное на ступицу колесо затягивают крест-накрест (4 шпильки) или звёздочкой (5 и 6 шпилек), переходя от каждой гайки к противоположной, а не к соседней — так достигается равномерность обтяжки.

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

Момент затяжки колёсных гаек большинства легковых машин составляет 100–110 Н·м, внедорожников: 120–150 Н·м. Точные параметры затяжки гаек указаны в инструкции к автомобилю, а чтобы выдержать их, используйте динамометрический ключ. Конечно, он есть далеко не у всех автомобилистов. Без «динамика» ориентируйтесь на длину штатного баллонного ключа и здравый смысл: не используйте трубу в качестве рычага и не давите на ключ ногой.

Проверка давления

За полгода хранения давление воздуха в шинах может измениться — обязательно проверьте его после установки всех колёс с помощью ручного манометра. Давление всегда измеряют в холодных шинах. Если давление в колесах отличается, выровняйте его с помощью компрессора, иначе автомобиль при езде будет уводить в сторону.

Правильное хранение колёс

Снятый комплект колёс нужно правильно сохранить до следующего сезона. Для этого требуется хорошо проветриваемое сухое помещение, защищенное от солнца и осадков — например, крытый отапливаемый паркинг. Частные гаражи не всегда подходят: если крыша течёт после каждого дождя, то влажность за полгода уничтожит краску на колёсных дисках. Слишком сухой воздух — другая крайность: резина в таких условиях усиленно стареет, рассыхается и покрывается трещинами. Оптимальная влажность для хранения колёс: 55–65% при температуре 20–25 °C. Такие показатели круглый год поддерживаются в «Шинном отеле Гиперавто» — специальном складе для сезонного хранения колёс.

DIY-шиномонтаж: как правильно менять колёса

Покрышки и собранные колёса (шины на дисках) хранятся по-разному. Без дисков шины хранят вертикально: ставят в ряд, периодически переворачивая, чтобы сменить точку опоры. Шины на дисках кладут горизонтальными стопками по 2 колеса или подвешивают. Неправильное хранение может привести к деформации шин и серьёзным проблемам при дальнейшем использовании.

Главное при самостоятельное смене шин — никуда не спешить: рассчитывайте, что процесс займет 1,5–2 часа. Если же вы хотите переобуть машину быстрее, добро пожаловать на шиномонтаж Гиперавто с предварительной записью — там гарантированно сделают всё как надо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector