Aniks-lift.ru

Подъемное оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году изобрели печатный станок

В каком году изобрели печатный станок

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» — истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Читайте так же:
Графитная смазка для чего предназначена

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Предпосылки книгопечатания в России

В свете того, что католический мир обрел первые печатные книги, король Дании Христиан III направил послов с письмом в Москву, к молодому Ивану Грозному. Произошло это в 1552 году. Король склонял Ивана IV к принятию католической веры и насаждению ее на русских землях. С этой целью Христиан III предлагал выпустить несколько тысяч печатных Библий и церковных книг на русском языке. Царь отверг предложение датчан и приказал развивать на Руси, в Москве, собственное книгопечатное дело за счет государственных средств. Так было положено начало книгопечатанию в России.

Иван IV (Грозный)

Бесконечные усовершенствования

Поначалу бумага производилась из очищенного хлопка, но для его расщепления требовался какой-то химикат. С этим хорошо справлялся аммиак из мочевины, поэтому в течение сотен лет европейские бумажные фабрики работали на отходах жизнедеятельности человека.

Размол бумажной массы также требовал колоссальных затрат механической силы. На одной из первых бумажных фабрик в Европе — Fabriano в Италии — использовались быстрые горные ручьи для приведения в действие мощных молотов.

Читайте так же:
Культиватор для прополки сорняков

После тщательного измельчения полученная из хлопка целлюлоза отделяется, представляя собой плотный волокнистый "навар". Его истончают, сушат, и получается прочный, гнущийся "коврик".

За прошедшие века этот процесс подвергался множеству усовершенствований: например, молотилки, отбеливатели и добавки помогли производить бумагу быстрее и более дешевым способом, правда, в результате зачастую страдало качество — бумага становилась менее прочной.

Автор фото, Alamy

К 1702 году бумага стала настолько дешевой, что стала использоваться для производства продукта, специально предназначенного для того, чтобы его по истечении суток выбрасывали — первой в мире ежедневной газеты Daily Courant.

А затем произошел неизбежный кризис: Европа и Америка стали столь остро нуждаться в бумаге, что им стало не хватать сырья.

Ситуация стала настолько острой, что появились люди, готовые прочесывать поле битвы и раздевать павших, чтобы затем продать окровавленные мундиры бумажным фабрикам.

И вдруг была найдена альтернатива целлюлозе — древесина.

Китайцы давно уже знали, как из древесины получать бумагу, а вот европейцы только-только додумались.

В 1719 году французский биолог Рене Антуан Реомюр опубликовал научный труд, указав в нем, что пчелы умеют создавать бумажные гнезда, пережевывая дерево, так почему бы это не сделать и людям?

Когда годы спустя на его мысль обратили внимание, производители бумаги быстро поняли, что дерево — не такой простой материал и содержит гораздо меньше целлюлозы, чем хлопчатобумажное сырье.

Только к середине XIX века древесина на Западе стала важным источником производства бумаги.

Автор фото, Getty Images

Китайский рабочий использует ту же технологию производства бумаги, что и 2000 лет назад

Когда бумага попала в другие страны?

В Китае секрет изготовления хранили в тайне, как и прочие открытые ими ценные технологии. В Японии о нем узнали в 6 веке, где создали более качественный материал. Применялся немного измененный метод производства – использовались не неподвижные сита, а покачивающиеся, на которых масса распределялась равномернее, а листы получались тоньше. В массу добавляли сок водного растения для улучшения проклеивания.

В 13 веке в Японии насчитывалось множество мастерских, выпускавших почти 2 сотни видов материала. В стране возникло знаменитое искусство художественного складывания бумаги – оригами. В 12 веке производство бумаги началось и в Корее.

Затем технология распространилась в азиатские и восточные страны. У арабов способ появился в 8 веке, когда они захватили китайских мастеров, которые и выдали особенности технологии. Центром производства стал Самарканд, оно было организовано в Багдаде, Дамаске, Каире.

К 11 веку в арабских странах и Индии бумага активно использовалась в разных сферах и быту, постепенно вытесняя дорогие и трудоемкие в производстве папирус и пергамент. В арабском мире основой сырья была не древесина, а хлопок.

В Европу бумага попала из восточных стран, сначала появилась в Испании, Италии. Произошло это в 10 веке.

После медленно – к 13-15 веку – распространилась и в другие страны. Европейцы пытались делать собственную бумагу из тряпок, коры, соломы, отжимали из массы воду и просушивали. Способ просуществовал несколько веков, особенно спрос на материал повысился с изобретением печатного станка. Европейская бумага от арабской отличалась тем, что была грубее, но светлее.

Факт четвертый. Воссозданный печатный станок Ивана Федорова

Фото: пресс-служба ВДНХ

В центре «Слово» можно увидеть реконструкцию первой русской типографии Ивана Федорова. К сожалению, исторический объект до наших дней не сохранился. Существует легенда, что недоброжелатели пытались сжечь станок первопечатника. Причины не были доказаны: даже есть версия, что приказ уничтожить печатный станок отдал сам Иван Грозный. Поэтому для придания реалистичности художники современного кино не просто воссоздали экспонат, но и опалили его в специальных условиях.

Читайте так же:
Замена подшипника на болгарке макита

К чему привело изобретение книгопечатания?

Книгопечатание оказало значительное влияние на европейскую культуру. В частности, можно выделить следующие последствия:

  1. Развитие книжного дела. Книги стали выпускаться огромными тиражами. Появилось понятие библиотечного каталога, была внедрена концепция индексирования. Благодаря этому практически всё население получило доступ к знаниям.
  2. Тексты перестали искажаться. Часто переписчики книг искажали оригинальные тексты в силу отсутствия знаний или личного умысла. После развития книгопечатания все издания одного текста стали идентичными.
  3. Стремительное развитие практически всех сфер науки. Получив доступ к знаниям, учёные из разных стран смогли совместно работать над различными проектами. Результаты исследований быстро публиковались, что ещё больше подтолкнуло развитие.
  4. Обучаться чтению стало значительно проще. Книги печатались по единым стандартам. Практически каждый человек мог позволить себе книги для обучения. Больше не нужно было переписывать книги, записанные со слов университетского преподавателя с многократными искажениями.
  5. В университетах и школах перестали заучивать книги наизусть. Необходимость в этом отпала, поскольку книги всегда были под рукой.
  6. Стало более популярным и известным изобразительное искусство. После появления иллюстрированных книг, создаваемых совместно гравёрами и печатниками, многие неизвестные художники обрели большую популярность.
  7. Появилось такое понятие как национальные языки. Те языки, которые были не только разговорными, но и печатными, получали статус национальных. Только разговорные языки стали локальными диалектами.
  8. Появились словари, что установило ещё большие границы между разными языками. Население начало интересоваться правописанием и грамматикой. До книгопечатания это было актуально только для латыни.
  9. Законодательные акты начали кодифицировать. Это привело к развитию всей правовой отрасли. В том числе, книгопечатание стало одним из факторов развития романо-германской правовой системы.
  10. Появилось понятие плагиата. Начала развиваться идея о том, что человек обладает монополией на те слова и понятия, которые он сам создал в собственных книгах. На основе этой идеи в дальнейшем была разработана концепция авторского права.

Печать книг

Иван Федоров – первый русский книгопечатник, издатель «Апостола», первой печатной книги Русского царства, основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой ( в настоящее время территория современной Украины).

В 15-м веке на Западе уже во всю печатали книги при помощи печатных станков. И неважно, что конструкция была громадной, оснащенной брусьями для крепления к потолку и полу, тяжелым прессом, оставлявшим на бумаге нужный оттиск, зато книги издавались намного быстрее, чем в России, где их переписывали монахи в монастырях. Царствовавший в те годы Иван Грозный решил, что негоже отставать от европейских стран, своим указом велел развивать книгопечатание на Руси. Для этого нашелся и первый работник типографии – Иван Федоров.

Детство и юность

К сожалению, биография Федорова имеет много белых пятен, в основном это касается даты его рождения и детских лет. Историки предположили, что Иван Федоров (Москвитин) родился в 1510 году, и что местом его рождения было Великое Московское княжество. Именно на этой дате настаивал советский историк Евгений Немировский, которому удалось разыскать документ, гласивший, что в 1529-1532-м годах Иван был студентом Ягеллонского университета в Кракове, городе Польши.

Откуда родом были его предки, тоже точно неизвестно, советские историки предполагали, что они выходцы земель, территориально принадлежащих сегодняшний Беларуси. Документ об окончании университета Федоров получил в 1532 году, и вместе с этим должность диакона церкви Николы Гостунского. Он трудился под непосредственным руководством митрополита Макария, сотрудничество с которым длилось достаточно долго.

Первая типография

В 1552-м году царь Иван Грозный принял судьбоносное для страны решение, он издал указ о печатании книг в Москве, используя церковнославянский язык. Ранее уже печатались книги на этом языке, только не в России, а за границей.

Иван Федоров

Грозный приказал доставить ему грамотного специалиста в типографской области. Его выбор пал на уроженца Дании Ганса Мессингейма, работы которого уже успели прославиться далеко за пределами его родины. Именно он руководил строительством первой типографии на Руси.

Читайте так же:
Usb кабель схема проводов

Царь также составил указ о доставке из Польши типографских станков и первых литер, печатных элементов, содержащих символы церковнославянского алфавита. Позже их обновили, этим занялся Васюк Никифоров, которого царь привлек к книгопечатанию в 1556 году. Помимо этого, Васюк еще и первый русский гравер, и до наших дней дошли его работы в сохранившихся книгах той поры, и отпечатанных именно в первой типографии.

Иван Федоров

Начало нового дела не разочаровало Ивана Грозного, наоборот, он доволен результатом, и выносит указ об открытии Московского печатного двора, средства на развитие которого поступали из государственной казны. Год основания двора – 1563-й.

В следующем году увидело свет первое детище печатного двора – книга под названием «Апостол». К великому счастью, она сохранилась до наших дней. Вслед за ней напечатали «Часослов». Обе эти книги вышли при непосредственном участии в процессе Ивана Федорова, которого царь приставил в качестве ученика к Мессингейму. За Федорова лично хлопотал перед государем митрополит Макарий.

Иван Федоров

Первая полноценная работа издательства – книга «Апостол» была выбрана не случайно. Она носила религиозный характер, как и та, которую первой напечатал Иоганн Гуттенберг. В те годы церковь была в приоритете, в ее обязанности входило обучение народа. По этой причине все учебные пособия имели непосредственную связь со священными писаниями.

Нужно отметить, что судьба Московского печатного двора была не такой уж и безоблачной. Он много раз горел, причем, это были не случайные пожары, а поджоги. Существовало мнение, что в этом замешаны монахи-переписчики, увидевшие реального конкурента, снижавшего потребность в их услугах, или их стоимость. В чем-то они оказались правы.

В 1568-м Грозный издает новый указ, которым предписывает Ивану Федорову поселиться в Великом княжестве Литовском. По дороге к месту назначения Федоров делает остановку в городке Заблудове Гроднянского Повета. Иван поселился у бывшего военачальника Григория Ходкевича, проявившего живой интерес к занятию Федорова. Ходкевич был действующим государственным деятелем, и его полномочий хватало, чтобы обратиться к Ивану с просьбой, открыть местную типографию. Заблудовская типография открылась в том же, 1568 году.

Вначале работники этой типографии напечатали пробные «книги», состоявшие примерно из сорока страниц, не имевших ни выходных данных, ни нумерации страниц. После этого работники типографии, которыми руководил Федоров, напечатали дебютную, и практически единственную свою книгу под названием «Учительское Евангелие». Год ее выпуска 1568-1569-й.

Иван Федоров

На этом издательство свою работу прекратило, Ходкевич сказал, что имеются и более важные дела. Скорее всего, он имел ввиду перемены в политической и гражданской жизни страны. Как раз в 1569 году была пописана Люблинская уния, объединявшая Польшу и Литву в одну страну – Речь Посполитую.

Федоров не обрадовался такой новости, и решил поселиться во Львове с целью открытия собственной типографии. Однако вскоре пришло разочарование. Он надеялся, что откроет свое дело на деньги местных богачей, но они не имели ни малейшего желания вкладывать средства в дело книгопечатания. Духовенство тоже не поддержало Федорова, они привыкли жить по старинке, и переписывать книги при помощи монахов от руки.

Несмотря на это, Иван Федоров не сдавался, он сумел выручить немного денег, напечатать книги, реализовать их в Кракове, Львове, Коломые. Все, что книгопечатник выручил от продажи, он вложил в дело, продолжал печатать новые книги. В 1570-м Федоров издал еще одну свою известную книгу – «Псалтырь».

Иван Федоров

В 1575-м Ивану предложили стать управляющим в Дерманском Свято-Троицком монастыре. Он дал согласие занять эту должность, решил, что с печатанием книг нужно заканчивать. Однако оставить любимое дело не смог. Спустя всего два года Иван приступил к постройке новой типографии. С этой просьбой к первопечатнику обратился князь Константин Острожский, к тому же полностью финансировал строительство.

Читайте так же:
Дисковые делительные станки по дереву

Именно на Острожской типографии были напечатаны образовательные книги – «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581-м здесь же была напечатана и Острожская Библия, которая стала еще одной значимой книгой в судьбе первопечатника, после «Апостола» и «Псалтыря».

Иван Федоров

После выхода из печати этой книги Иван больше не занимался непосредственно книгопечатанием, он передал все полномочия родному сыну. Сам Федоров в это время находился в бесконечных поездках по Европе, перенимал опыт западных коллег, делился своими наработками, взамен получал от них сведения об их разработках в деле книгопечатания. Помимо этого, Иван встречался с высокопоставленными персонами, знакомил их со своими проектами. В частности, у Федорова состоялась встреча с королем Германии Рудольфом II. Примеры работ первого российского книгопечатника можно найти в Сети, доступ к ним открыт.

Личная жизнь

Не только детские годы книгопечатника остались белым пятном в его биографии. Такая же участь ждала и его личную жизнь, о которой тоже практически нет сведений. Известно, что у Федорова была жена, родившая ему двух сыновей. Старший продолжил дело отца и тоже прославился в книгопечатании под прозвищем Друкар, что на украинском означает печатник. Супруга Ивана скончалась еще до того, как он выехал из Москвы. Существует мнение, что она умерла при родах младшего сына. Ребенку выжить тоже не удалось.

Смерть

Точно известна только дата смерти Ивана Федорова – 5 декабря 1583 года. Это случилось во время одной из командировок по Европе.

Иван Федоров

Тело первого российского книгопечатника привезли во Львов, и предали земле на кладбище при церкви Святого Онуфрия.

Интересные факты

  • В годы жизни книгопечатника фамилиями практически не пользовались. По этой причине выходные данные его книг и некоторых деловых бумаг имеют разные подписи. В 1564 году на книге «Апостол» он подписался Иван Федоров, в 1570-м, на «Псалтыре» уже стоит подпись Иван Федорович Москвитин, В 1581-м, на «Острожской Библии» печатник назвал себя Иваном, Федоровым сыном из Москвы.
  • Федоров не только нес церковную службу и печатал книги, он занимался изготовлением многоствольных мортир и отливанием пушек.
  • Ивана Друкара, старшего сына первопечатника, не стало в 1586-м, он пережил отца всего на три года. Обстоятельства его гибели остались невыясненными, но многие историки придерживаются мнения, что к его смерти причастны монахи-переписчики.
  • Существует мнение, что Федоров не был первым книгопечатником на Руси, до него многие пытались заниматься этим делом. Однако результаты их опытов были мало впечатляющими, поэтому у типографского ремесла не оказалось поклонников и меценатов.

Память

  • Памятник первому книгопечатнику поставили в 1909-м, рядом с Печатным двором.
  • Изображение Федорова впервые нанесли на марку в 1933-м, а потом продублировали его еще два раза – в 1983-м и 2010-м годах.
  • В 1941-м вышел художественный фильм под названием «Первопечатник Иван Федорович» режиссера Григория Левкоева.
  • В 1977 году во Львове открыли музей Ивана Федорова. Позже религиозные фанатики повредили его, но сотрудники музея и многочисленные добровольные помощники полностью восстановили и здание, и все основные экспонаты.
  • В 1983-м, в память о 400-летней годовщине смерти первопечатника, вышла юбилейная монета с его профилем.
  • Память о выдающейся исторической личности, каковым являлся Иван Федоров, живет в названиях улиц, причем, не только в городах России, но и в Украине.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector