Aniks-lift.ru

Подъемное оборудование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое лобзик и зачем он нужен

Лобзик фото

Рисунок 1 – Как выглядит лобзик?

Первые лобзики были изобретены в середине 16 века.

На тот момент имели примитивную конструкцию, состоящую из П-образной или U-образной рамы, рабочего полотна.

Был серьезный недостаток – для работы с любым материалом приходилось регулировать напряжение вручную, что усложняло процесс пиления.

У современных ручных моделей конфигурация не поменялась, но добавились элементы, отвечающие за напряжение пилки (первый зажимной механизм запатентован в 1876 году).

Лобзик представляет собой инструмент для фигурной или точной резки по дереву или другому материалу. С помощью него проводят различные по сложности распилы деревянных, металлических, керамических и композитных заготовок. Состоит из металлической рамы с крепежной зажимной системой, ручки и рабочего полотна – пилки с зубьями различной длины, размера. Режущее полотно двигается только в одном направлении, для изменения плоскости реза нужно переворачивать заготовку или пилку.

Важно! Лобзик имеет ряд ограничений в работе. С помощью него сложно проводить ровные прямые пилы, отрезать часть заготовки под углом в 90 о без специальной направляющей плоскости.

Лобзик для урока труда 5 класс

Образовательная: научить приемам работы ручными инструментами (лобзиком) материаловедению.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость и чувства ответственности при коллективной работе.

Развивающая: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус;

Оборудование:

  • выпиловочный столик;
  • лобзик;
  • шаблон;
  • фанера;
  • наждачная бумага.

Оформление доски: новые термины (лобзик, шаблон, выпиловочный столик, фанера).

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Объявление темы. Постановка цели и задач.

II. Повторение:

  1. Свойства фанеры.
  2. Использование фанеры.

III. Объяснение нового материала.

  1. Постановка проблемной ситуации. (Как можно пилить фанеру, не по прямой линии, а криволинейной?)

Ответ учащихся: Воспользоваться инструментом с узким режущим полотном.

Учитель: Наша с вами задача выпилить из фанеры узор растительного характера, состоящий из пяти отдельных деталей, которые собираются в единое целое изделие. Данное изделие будет служить декоративным украшением пришкольного участка. Для этого мы устанавливаем выпиловочный столик на верстаке. Посадка должна быть прямой. При пилении заготовка поворачивается, а лобзик остается в прямом положении.

  1. Устройство лобзика, установка пилки.

1 – верхний зажим;
2 – пилка;
3 – рамка;
4 – ручка;
5 – нижний зажим.

  1. Приемы работы.

Учитель: Зубья пилки должны быть направлены вниз.

Учитель демонстрирует приемы замены пилки и работы лобзиком, знакомит с правилами безопасной работы.

  1. Правила безопасности работы:

– разрешается работать только исправным лобзиком, обеспечивающим надежное и правильное закрепление пилки;
– ручка лобзика не должна иметь трещин, сучков;
– выпиливание выполняется на специальных столиках. Столики должны быть ровными и гладкими;
– при выпиливании применяется прямая сидячая поза;
– основная опасность при работе лобзиком – ранение рук в результате поломки пилки. Пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом на металл.

IV. Практическая работа.

  1. Выполнение элемента узора (последовательность работы).
  2. Разметки по шаблону. Выбор заготовки.

Дежурный раздает заготовки из фанеры для выпиливания.

Физминутка на расслабление кисти рук.

Учитель: Как можно выпиливать по внутреннему контуру?

Ответ ученика: Нужно выполнить отверстие шилом или сверлом, вставить пилку, закрепить и продолжить работу.

Читайте так же:
Деревянные кровати с кованными элементами

Виды и режим работы пилок

Качество работы зависит от правильно подобранной режущей детали для распила различных видов материала. Пилки отличаются по форме и разводке, имеют различную высоту и направление зуба. При выборе пилки для электролобзика необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Для прямолинейного пропила используется пилка, полотно которой характеризуется как самое широкое. Для криволинейного распила или реза с закруглением используется пилка, полотно которой характеризуется как среднее.
  2. Чистый прямолинейный распил материала из дерева выполняется с помощью стандартной пилки, зубья которой имеют среднюю величину и направлены вверх. Длина пилки зависит от толщины материала. Если качество распила не имеет значения, то для осуществления обычного распила можно включить маятниковое движение, что позволит увеличить скорость работы лобзика. Для грубого распила твердого материала рекомендуется использовать насадки с широким полотном и большим зубом.
  3. Для грубого распила и неровного реза используются пилки с большим зубом. Распил деревянного материала большой толщины должен производиться в два подхода. При распиле инструмент следует крепко держать, так как при работе с толстым материалом повышается вибрация и отдача в результате ударов пилки о рабочую поверхность.
  4. Для распила ДСП и ламинированных поверхностей рекомендуется использовать пилку с обратным резом. Такая пилка не оставляет сколов на лицевой стороне материала. Если используется для распила насадка с мелким зубом, то работу необходимо выполнять строго по тыльной стороне распилочного материала. Оба способа могут быть выполнены на максимальной скорости инструмента.
  5. Прямолинейный распил металла выполняется специальной пилкой с мелким зубом. Внешне режущее полотно схоже со стандартной ручной ножовкой по металлу. Данный вид пилки отличается тем, что производит чистый распил без дефектов. Однако при распиле других материалов скорость реза значительно уменьшается, что приводит к быстрому нагреву инструмента. Опытные мастера рекомендуют при распиле тонколистового металла использовать лист фанеры. Фанеру заранее размещают на рабочей поверхности, надежно крепят к столику и поверх него укладывают тонколистовой металл. Такой способ резки предупредит разрыв и деформацию заготовки.
  6. Специалисты предпочитают работать с деревом при помощи пилки, зубья которой направлены вниз, такая пилка не деформирует поверхность распилочного материала. Чтобы не повредить лицевую сторону поверхности материала, рез следует производить с тыльной стороны. Чтобы произвести обычный прямолинейный рез при помощи пилки, зубья которой направлены вниз, требуется опыт, так как в процессе работы ощущается повышенная отдача и высокая вибрация.
  7. Для распила кафельной и керамической плитки используют нестандартную пилку, а именно пилку без зубьев. Резку плитки с помощью лобзика выполняют крайне редко, связано это с большим расходом материала. Используют только в тех случаях, когда требуется сделать криволинейные резы.
  8. Пластик и оргстекло распиливают пилкой мелкими зубьями вниз. Полотно пилки среднее. Для выполнения ровного реза маятниковый ход желательно отключить. Распил необходимо выполнять со средней частотой. Для того чтобы избежать перегрева пилки и инструмента, необходимо использовать охлаждение. Скорость должна соответствовать 30–40% от максимально возможной скорости инструмента.

Несмотря на многофункциональность электрического лобзика, опытные мастера рекомендуют использовать для распила плитки и металла другие инструменты.

Читайте так же:
Как правильно подключить двухклавишный выключатель видео

Изучив основные техники распила при помощи электрического лобзика, новичку не составит труда правильно произвести рез не только различных материалов, но и выполнить распил прямолинейных, криволинейных и фигурных элементов. Применяя правила безопасности и техники распила, можно решить практически любую задачу, связанную с резом, независимо от вида материала и опыта.

Если электрический лобзик применяется для распила пластика, оргстекла и материалов из дерева, то инструмент при правильном использовании и надлежащем уходе прослужит более 5 лет.

Интересные факты

А теперь немного о том, что изменилось за столько времени и почему лобзики до сих пор остаются столь популярным прибором:

    На данный момент электрические лобзики представляют собой достаточно сложные инструменты, которые часто оснащены различными функциональными дополнениями, к примеру, подсветкой, переключателем хода маятника, световой указкой, многофункциональным механизмом для регулирования направления.

Хотя в 21 веке все стараются электрифицировать, развивать, но до сих пор остались ручные лобзики, и их тоже часто используют, несмотря наличие электрических лобзиков. Кстати, стационарные лобзики устанавливают на стол, они достаточно большие (и по размеру, и по весу), а также для них требуется большая столешница, чтобы по ней можно было вести деталью. Принцип действия настольного лобзика достаточно сильно поход на швейную машинку.

Если вам нужно пропиливать не прямые линии, а фигуру с округлыми краями, то стандартная пилка тут вам мало чем поможет, и потребуется пилочка для фигурного реза. Обычно она сильно бросается в глаза из-за узкого полотна, которое очень не больше 0.4 см, а мелкие зубчики в длину до 0.2 см, длина не больше 4 см и скошена тыльная сторона.

Кстати, на хвостовой части электрического лобзика указано много полезной информации – вы можете узнать по маркировке, для чего можно использовать такую пилку, а для чего нельзя, а также можете найти даже длину полотна. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с маркировкой.

Производители пилок для электролобзика

Чтобы правильно выбрать пилку для электрического лобзика, необходимо обращать внимание не только на технические характеристики и маркировку изделия, но и на производителя. На рынке строительного оборудования режущие полотна представлены в широком ассортименте европейскими, отечественными и китайскими моделями.

Китайские пилки имеют не лучшее качество, они быстро стачиваются и перегреваются. Единственное их преимущество – низкая стоимость. Однако дешевле и проще будет подобрать одно качественное полотно за 300-400 руб., чем приобрести набор из 20-30 китайских изделий за 150-200 руб. Но, если все же пилить надо, а пилки под рукой нет, можно заточить старую. Мастер-класс о заточке пилок для электролобзика тут.

Самыми популярными и надежными пилками для элетролобзика являются изделия фирм Makita, Bosch и «Практика».

Несколько полезных приемов для работы с электролобзиком:

Эксплуатация лобзика

Стоит сказать, что использовать лобзик очень просто, однако, чтобы добиться качественного результата, нужно знать несколько простых особенностей. Сначала очень важно правильно и плотно закрепить полотно в лобзике. Для этого раскручиваются зажимы, в которые вставляется пилка. Вставлять изделие нужно зубцами вниз. Естественно, что зажимы закручиваются обратно после этого. Для того чтобы проводить работу более эффективно, рекомендуется найти крепление, которое будет удерживать заготовку во время работы.

Читайте так же:
Клинки для ножей своими руками

Набор лобзика

Фартуки и гвозди: как в школе придумали уроки труда, превратившиеся в «Технологию»

Помните эти сдвоенные уроки труда в советских школах? Девочки идут готовить горячие бутерброды или кроить фартуки, мальчики — что-то мастерить в компании колоритного трудовика. Зачем это было нужно и действительно ли «труды» что-то давали детям? Изучаем историю предмета и пытаемся понять, изменился ли он сейчас (или новым стало только название).

Труд в советской школе: заводы и колхозы

В середине 1950-х годов Академия педагогических наук СССР начала эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах. По данным Главархива Москвы, в 1958 году на педагогических чтениях академии докладывали об опыте экспериментальной школы № 204.

В учебном заведении оборудовали столярные и слесарные мастерские с верстаками, тисками и инструментами, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения, мастерские с токарными, фрезеровочными и сверлильными станками. Школьники стали выполнять заводские заказы и соревноваться друг с другом.

Например, ученики 5–7-х классов мастерили на дополнительных занятиях в том числе ящики для аккумуляторов, подносы для раздаточного материала, подставки для приборов и ручки для лопат и многое другое.

Школа 204 входила в 500 учебных заведений, где старшеклассники шли на практику на заводы — по шесть часов в день в течение месяца. Восьмиклассники, как правило, проходили практику в колхозах. В документе упоминаются 93 ученика из 9-х классов, которые ходили на промышленную и сельскохозяйственную выставки, а потом получили квалификацию токарей-универсалов или слесарей-ремонтников на заводе.

«Раньше мы только по книжкам и картинкам в кино знали, что такое завод и работа на нём. Теперь мы своими глазами увидели всё это, познакомились с людьми, а люди, простые рабочие, очень хорошие».

Ученик 204-й школы Борис Горячкин — о производственной практике

В выпускных, 10-х классах ученики экспериментальной школы чередовали обучение и труд на заводе. На уроках они изучали темы, связанные с производством, проводили практические работы. Также старшеклассники ходили на тематические выставки, а с третьей четверти самостоятельно работали по выбранной специальности.

Их труд оплачивался. Ученическая ставка составляла 330 рублей, что по тем временам было приличной суммой для школьника. Например, средняя зарплата молодого учителя в 1958 году равнялась приблизительно 400 рублям. Десятиклассники получали полставки, девятиклассники — треть. В докладе говорится, что большинство из школьников сдавали экзамены по теории на хорошо и отлично.

В середине 70-х годов школьников вместе со студентами стали приглашать в колхозы, а в учебных заведениях начали оборудовать учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку прямо в школьной мастерской или на стройках и заводах.

Наталья Набока работала в школе № 4 подмосковного Серпухова с 1974 по 1986 год. Она рассказывает, что ученики ходили на хлопчатобумажный комбинат «Красный текстильщик».

Девочки получали специальность прядильщицы, ровничницы, ткачихи, а мальчики учились у наладчиков оборудования и рабочих печатных станков.

В 1986 году Набока перешла в школу № 2 Серпухова, где позже стала замдиректора по учебной работе. Тогда с 5-го по 8-й класс у мальчиков и девочек были уроки технического и обслуживающего труда, а в 9–10-м классе — производственного.

Читайте так же:
Маски сварщика хамелеон отзывы какая лучше

«Программа была обязательной, как закон: от неё нельзя отклоняться, — вспоминает педагог. — Если по каким-то причинам (например, в школе нет столярной мастерской) программа не может быть выполнена, то изменения нужно согласовывать с завучем и Комитетом образования. Девочки с 5-го до 9-го класса на сдвоенном уроке раз в неделю занимались кулинарией, шитьём, домоводством и санитарией. То, чему они должны были научиться, было прописано в программе. Например, на машинке это прямая строчка, запошивочная строчка, изготовление фартука, юбки или брюк, ночной рубашки».

Педагог отмечает, что не во всех школах были швейные машины, по правилам они должны были быть с механическим приводом. В школе № 2 девочек учили на машинках с электроприводом по инициативе учителей.

Старшеклассники раз в неделю ходили на завод «Металлист» — работали на конвейере и собирали пылесосы, добавляет Набока. Позже в Серпухове появился учебно-производственный комбинат, там были классы торговли, шитья, кулинарии и свои мастерские. Каждый школьник выбирал занятие по интересам. Например, если школьник учился на повара, то теоретические занятия проходили на комбинате, а на практику он ходил в магазин.

90-е годы: компьютеры и авторские программы

В это время появилась возможность менять содержание программ, рассказывает Наталья Набока. Например, если школа не может закупить машинки, шитьё разрешали заменить вышиванием, вязанием крючком или на спицах.

«Стали появляться авторские программы, которые утверждал учитель, — говорит педагог. — У нас, например, была авторская программа по домоводству. Приходила женщина, которая очень хорошо вязала, вышивала и могла обучать этому девочек. Её программу мы утвердили сначала в школе, а потом в городской секции. Ее опыт перенимали в городе. Девочки также делали серёжки из солёного теста, брошки из природного материала».

По словам Натальи, занятия у мальчиков вёл штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная — со всеми станками.

Параллельно стали вводиться занятия на компьютерах. Компьютерный класс в школе оборудовали американцы из Ричмонда — благодаря личным связям директора с Министерством иностранных дел. Это были первые компьютеры во всём городе — БК 4 с защитными экранами.

«Программ по информатике тогда еще не было», — подчёркивает бывший завуч

Программу по информатике разрабатывали на месте — автором была молодая учительница из той же школы. С 1-го по 4-й класс — знакомство с компьютером, с 5-го по 9-й — освоение различных компьютерных программ, изучение языка Basic. В 10–11-х классах уже было программирование на разных языках, решение задач. Ученики направлялись на практику в компьютерный отдел ООО «СОЮЗ» и могли получить сертификат об окончании этой программы, вспоминает Наталья.

Когда информатика стала востребованной, завучу нужно было найти дополнительные часы на её углублённое изучение. Тогда ученики 8–9-х классов стали работать на компьютерах на уроках труда — для этого появилась новая программа предмета.

Читайте так же:
Конусное вальцевание мелких деталей из стального листа

И в советской школе, и в 90-е годы дети до 5-го класса изучали «ручной труд», вспоминает Наталья Набока. Он был нацелен на развитие моторики и умения пользоваться разными инструментами: ножницами, линейкой. Детей учили работать с бумагой, картоном, природными материалами, тканью, иголкой и ниткой. Каждому разделу обязательно уделялись часы, всё было расписано, за выполнением программы следил завуч. В современных школах не всегда есть ручной труд, и дети, например, не умеют вдеть нитку в иголку, что-то вырезать ножницами, жалуется педагог.

Уроки технологии: зачем они нужны

Согласно современным федеральным государственным стандартам (ФГОС), технология должна преподаваться в любой школе вне зависимости от региона. «Неправильно относиться к ней как к предмету второго ряда», — подчёркивает директор Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Зинин. По его словам, технология помогает ребёнку сформировать объективное представление о современном рынке труда и освоить прикладные умения, которые не будут лишними при выборе любой профессии.

«Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять и содержание учебных курсов, и количество часов на их изучение, — говорит Зинин. — Школы должны ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников в каждом регионе».

К традиционному содержанию программы предмета относятся производственные технологии, например, металлообработка и древообработка, швейное дело и кулинария.

«Всё это — не только воспоминания из нашего далекого школьного детства, но и актуальное содержание отдельных модулей школьных программ, в состав которых вошли и современные технологии. К ним относятся робототехника, медиатехнологии, информационные технологии, прикладные технологии в сфере креативных индустрий», — отмечает Зинин. Он говорит, что часто классические технологии противопоставляют современным, но это не соответствует реалиям современных профессий.

«Главный тренд рынка труда сейчас — синтез разных предметных областей, — говорит эксперт. — Наиболее успешным оказывается человек, который имеет максимально полное представление о различных технологиях и владеет современными инструментами. Поэтому, если ребёнок освоит модуль по металлообработке и вместе с тем заинтересуется программированием, он сможет в будущем разрабатывать, например, системы автоматизированного производства».

Во Всероссийской олимпиаде по технологии есть задания и по классической, и по современной технологии. Зинин приводит в качестве примера московскую школу № 1412. Её директор Александр Глозман — преподаватель технологии и победитель конкурса «Учитель года — 1997». Для учеников с 5-го по 9-й класс в этой школе создана среда, в которой встречаются технологии классические и современные. Это позволяет школьникам ежегодно занимать призовые места на различных олимпиадах.

Официальная позиция экспертов образования — дети, обладающие навыками ручного труда, будут востребованы на рынке. Но довольны ли сами школьники тем, что они изучают на уроках технологии? А что говорят по этому поводу их родители? Скоро поговорим и об этом — продолжение следует.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Алину Абрамову.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector