Aniks-lift.ru

Подъемное оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя

Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Пришли холода и первые ночные заморозки – а, значит, стоит ждать неприятных сюрпризов от стареньких аккумуляторов, которые теплым летом еще кое-как справлялись со своими задачами. Автовладельцы отправляются в магазин за новыми батареями, и многим приходит в голову мысль: а может быть, взять емкость побольше прежней?

Даже в наши просвещенные времена в народе живет и не думает умирать популярный гаражный миф, согласно которому установка аккумулятора с емкостью, выше паспортной, считается опасной. Дескать, стартер сгорит, а генератор надорвется, ибо электросистема автомобиля «рассчитана на аккумулятор определенной емкости».

Однако на самом деле емкость аккумулятора может быть любой!

Можно в два раза больше, можно в три. В пять. В десять. Сколько влезет. Лишь бы не меньше штатной. Если взбредет в голову такая блажь, можно поставить в багажник Daewoo Matiz «грузовой» аккумулятор на 12 вольт/225 ампер-часов, массой около 60 килограммов, и вывести толстые провода от него в моторный отсек. И даже в таком случае никаких проблем в электросети автомобиля не возникнет – ни со стартером, ни с генератором. Стартер будет исправно крутить, точно так же, как и с родным матизовским АКБ емкостью 35 ампер-часов. А генератор – заряжать.

Почему так? Все очень просто!

Сгорит ли стартер?

Сперва об «опасности сжечь стартер». Выразимся не совсем технически, но понятно – не батарея дает стартеру ток изо всех своих сил, а стартер берет его у батареи – столько, сколько ему нужно.

Обладая постоянным собственным сопротивлением, он берет от аккумулятора ток, согласно классическому закону Ома – напряжение батареи делится на сопротивление стартера. И если, скажем, стартер того же Матиза потребляет ток 100 ампер (условно) от родной 12-вольтовой батареи емкостью 35 ампер-часов и размером с пакет молока, то те же 100 ампер (а не двести, не триста и т.п.) он возьмет и от огромной 60-килограммовой 225-амперчасной батареи, вытащенной гипотетически из какого-нибудь грузовика (при условии, что она тоже 12-вольтовая, разумеется).

Будет ли недозаряд?

Теперь об «опасности недозаряда». В рамках того же популярного мифа многие считают, что если штатный аккумулятор автомобиля заряжается генератором исправно, то с увеличенной емкостью батарея будет всегда недозаряженной. И это тоже категорически не так!

Стартер (как и любые прочие электропотребители автомобиля) обладает постоянными и неизменными характеристиками «аппетита» — перейдем уж полностью на кулинарную терминологию для простоты. И если представить количество энергии в полностью заряженном аккумуляторе, как некий объем воды, то для запуска двигателя стартер «выпьет» из батареи, скажем, один «литр». А генератор этот «литр» восполнит минут за десять поездки. И нет никакой разницы – откуда этот «литр» будет взят и куда возвращен – из емкости объемом 35 «литров» или из емкости 225 «литров»!

Читайте так же:
Как определить электролитический конденсатор или нет

Для чего нужна повышенная емкость?

А, собственно, в идеальных условиях она и… не нужна! Если генератор и электропроводка автомобиля исправны, а поездки регулярно восполняют затраченный стартером объем энергии, то можно годами ездить, вообще не интересуясь состоянием аккумулятора – как будто его нет.

Но это идеальная ситуация, в жизни встречающаяся редко. На деле батареи в машинах большинства жителей городов всегда находятся в состоянии небольшого перманентного недозаряда. Завели машину (отняли часть запаса энергии батареи), поехали, встали в пробку. На холостых оборотах работа генератора малоэффективна, а если включить свет, печку, разные обогревы и прочее, то аккумулятор вообще перестает пополняться.

В итоге, если вернуться к литрам воды, изображающим энергетическое содержимое аккумулятора, то за поездку был затрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так каждый день. Если ничего не предпринимать (а нужна либо зарядка аккумулятора внешним зарядным устройством, либо хотя бы хорошая дальняя поездка с ветерком и без пробок), то через какое-то время в один далеко не прекрасный день вы просто не заведете мотор.

А с батареей увеличенной емкости? Тоже не заведете! Но только случится это позднее. На неделю. На две. Или на месяц. В зависимости от объема емкости сверх нормы и многих других факторов. Срок прибавки не спрогнозировать. Но этот временной «бонус» может очень здорово помочь – возможно, в течение него, к примеру, выдастся дальняя поездка. Или вовсе весна наступит…

А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?

Препятствия часто могут быть чисто геометрические. Это на Волге или старом УАЗе под капотом был запас свободного места на вдвое большую батарею, а на многих современных машинах место под аккумулятор ограничено весьма жестко – влезает аккумулятор со строго определенными габаритами длины, ширины и высоты, и все. И в этих параметрах вам, скорее всего, удастся купить только батарею той же емкости, что и была. Ну, максимум на пять ампер-часов больше…

Совсем другая история — когда батарею увеличенной емкости поставить физически возможно, но «просто взять и заменить» нельзя – после замены требуется внести изменения в настройки системы управления двигателем! «Что за бред?!» – спросил бы технически грамотный автовладелец лет, эдак, десять-пятнадцать назад. И был бы прав – это действительно звучит как бред, ибо раньше система зарядки аккумулятора от генератора была полностью самодостаточной и автономной, и «мозги» автомобиля не вмешивались в этот процесс. На бюджетных машинах в массе своей так, в общем-то, и осталось, но в современных авто от среднего класса и выше процесс зарядки батареи все чаще комплексно контролирует умная электроника, «менеджер бортовой электросети».

Читайте так же:
Ленточная шлифмашина из болгарки своими руками

Работает это так: на проводе, идущем от аккумулятора к генератору, стоит датчик силы и направления тока, по которому «мозги» определяют количество энергии, идущее от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). А поскольку в память управляющей программы занесено значение штатной емкости батареи, она всегда в режиме реального времени знает, до какой степени реально наполнен аккумулятор.

Знание состояния аккумулятора важно на автомобиле с развитой электрикой и электроникой – с опцией «старт-стоп» и прочими сервисами. К примеру, система может отследить существенное снижение уровня заряда батареи из-за длительного движения в пробках с множеством включенных мощных электропотребителей, и в какой-то момент по своему разумению отключить часть из них принудительно. Обычно что-то необязательное, типа обогрева заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, забота! Чтобы вы завтра наутро завели мотор, а не бегали с проводами в поисках прикуривальщика…

Также система может снизить напряжение в бортсети, подав команду на генератор, если аккумулятор полностью заряжен, дабы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить батарее жизнь. Есть еще много разных ситуаций, в которых задействован «менеджер электричества», но основа его корректной работы – знание реальной емкости батареи.

Если вы просто поставите АКБ увеличенной емкости, весь контроль потоков энергии к батарее и от нее пойдет насмарку, ибо рассчитываться все будет исходя из иной начальной емкости, неверной. Поэтому эти данные нужно запрограммировать в систему – вот только, к сожалению, для этого обычно требуется дилерский софт и диагностическое оборудование. Конечно, если вы где-то в глуши, вдали от официального сервиса были вынуждены купить и самостоятельно поставить батарею иной емкости, нежели была, ничего страшного прямо сразу не случится – вы заведете мотор, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут исправно работать. Но заехать в ближайшее время к дилеру и «прописать» в системе новую батарею все же стоит.

Как выглядят литиевые аккумуляторы?

Большинство устройств из лития заключено в призматический корпус, но некоторые модели обладают цилиндрической формой. В таких батареях применяются рулонные электроды и сепараторы. Корпус производится из алюминия или стали. Положительный полюс выходит на корпусную крышку.

В призматических конфигурациях электроды имеют вид прямоугольных пластин. Для обеспечения безопасности в батарее предусмотрено устройство, выступающее регулятором всех процессов и размыкающее электрическую цепь при критических ситуациях. Повышенная герметизация корпуса не дает вытекать наружу электролиту и проникать внутрь кислороду и влаге.

Критерии выбора

При выборе нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  • профессиональный или бытовой инструмент;
  • мощность и обороты;
  • тип и ёмкость аккумулятора;
  • дополнительные опции или особенности модели;
  • комплектация.
Читайте так же:
Делаем антенну для цифрового телевидения своими руками

Тип инструмента

В большинстве случаев для домашнего использования подойдет бытовой шуруповерт. Если вы собираетесь работать им по 6 часов 7 дней в неделю, то имеет смысл брать профессиональные модели.

схема шуруповерта

Бытовые и профессиональные виды отличаются, в первую очередь, высоким ресурсом работы и эргономикой, что позволяет работать долго и без усталости.

Мощность

Регулировка крутящего момента

Регулировка крутящего момента

Вольтаж или размеры шуруповерта никогда напрямую не влияют на его мощность. Реальная мощность выражается в Нм (Ньютон-метр). Вольтаж — только одна из нескольких составляющих этой характеристики. Также она зависит и от типа/ёмкости аккумулятора и редуктора.

Бытовые шуруповерты имеют крутящий момент 15-40 Нм, а профессиональные — 40-100 Нм. Для монтажа гипсокартона или электрооборудования достаточно крутящего момента 20 Нм. Для сборки мебели уже нужно 30 Нм, а для работ с металлом или кровлей – 40-50 Нм.

Обороты

Профессиональные модели имеют по три или даже четыре скорости, но чаще встречаются 1 и 2 скоростные шуруповерты. На двухскоростных моделях есть переключатель (обычно сверху) для изменения оборотов.

  • 1 скорость выдает примерно 600-700 оборотов в минуту.
  • 2 скорость – 1300-1500.
  • 3 скорость – до 3000-3500.

Для большинства случаев достаточно двухскоростных моделей, другие виды стоят очень дорого.

Аккумулятор

Сейчас можно встретить три вида аккумуляторной базы:

  • никель-кадмиевые (NiCd);
  • никель-металл-гидридные (NiMH);
  • литий-ионные (Li-Ion).

Никель-кадмиевые аккумуляторы – самые устаревшие. Хотя они и стоят дешевле, это неудачный выбор из-за большого количества недостатков.

    • В первую очередь, эффект памяти: перед зарядкой их нужно в обязательном порядке разряжать полностью, а затем полностью заряжать.

    Эффект памяти аккумулятора

    Если заряжать его хаотично, то емкость заряда быстро и безвозвратно упадет. Зачастую они не служат больше года, но если пользоваться им по всем правилам, срок службы может составить до 3-4 лет.

    • По мере разряда мощность снижается.
    • Большой вес и габариты.
    • Большой процент саморазряда. Это означает следующее: если положить полностью заряженный аккумулятор в ящик на пару месяцев, он полностью разрядится.
    • На западе никель-кадмиевые аккумуляторы почти не используют, а в некоторых странах они вообще запрещены из-за вреда для экологии.

    Никель-металл-гидридные аккумуляторы почти не найти в магазинах – эта технология просуществовала недолго. Цена примерно на треть выше никель-кадмиевых, а срок службы на 30-50% меньше. Эффект памяти есть, но значительно меньше предыдущего варианта (нужно делать полный цикл зарядки хотя бы один раз из 10-20).

    Литий-ионные аккумуляторы выигрывают остальные варианты практически по всем параметрам, кроме цены (на 40-50% дороже никель-кадмия) и уязвимости к морозам.

    • Эффект памяти практически полностью отсутствует.
    • Даже на низком заряде батареи не теряется мощность.
    • Срок службы составляет 5-8 лет.
    • Саморазряд практически отсутствует – около 5% в год.
    • Высокая мощность при компактных размерах.
    • Безвреден для окружающей среды.

    К минусам любых аккумуляторов можно отнести уязвимость к ударам. При сильном ударе они могут взорваться.

    Крупные производители стараются делать всю свою аккумуляторную технику на одной базе. Это значит, для экономии можно купить один шуруповерт с аккумулятором, а затем к нему докупить, к примеру, «нулевую» болгарку без аккумулятора.

    Емкость аккумулятора

    объем шуруповерта

    Помимо типа, также важна и ёмкость аккумулятора. Можно сравнить её с багажником или бензиновым баком автомобиля: чем больше объём, тем лучше.

    Среди бытовых моделей наиболее распространены аккумуляторы 1,2-1,5 Ач, а профессиональных – 1,5-3 и реже 4 Ач.

    Время работы зависит от многих факторов: режима работы, материала в который будет вкручиваться саморез, диаметра сверла, температуры и т. д. Вообще литий-ионного аккумулятора на 1,5 Ач при умеренной работе (например, при обшивке каркаса гипсокартоном) хватает на 2-4 часа. При этом время зарядки составляет всего 30-60 минут. Поэтому для работ по дому вполне хватает 1,2-1,5 Ач, особенно если есть запасной аккумулятор на замену.
    Ниже приведены тесты некоторых моделей:

    Количество просверленных отверстий на одном заряде Количество просверленных отверстий Время работы без нагрузки
    Скорость вкручивания шурупов 6*150 Скорость вкручивания глухарей 8*140 Скорость вкручивания глухарей 6*120

    Дополнительные опции и особенности

    Здесь все удобные фишки, которые не относятся к техническим характеристикам.

      • Например, патрон может быть одномуфтовым и двухмуфтовым. Двухмуфтовый патрон состоит из двух частей, поэтому для его закручивания нужно одной рукой держать его первую часть, а второй закручивать патрон. У него нет классической блокировки шпинделя, поэтому он свободно вращается. Одномуфтовые патроны более удобны – они блокируются и их можно закрутить одной рукой.
      • Также патроны могут отличаться по диаметру сверла. Как правило, это 10-12 мм.

      Подсветка

        • Еще одна полезная вещь – подсветка. Она бывает двух видов: обычная лампочка и светодиод. Диодные лампочки лучше, они дают более яркий и насыщенный световой поток.
        • Лампочка может быть размещена над курком или внизу у аккумулятора. Второй вариант предпочтителен, так как световой поток в этом случае не перекрывается патроном.
        • В некоторых моделях есть индикатор заряда батареи. Он может находиться на самом шуруповерте или непосредственно на аккумуляторе.
        • Рукоятку желательно выбирать прорезиненную; а чем уже она будет, тем лучше.
        • Некоторые модели шуруповертов не имеют редуктора. Вместо него усилием закручивания управляет электронная система. Это позволяет повысить его надежность, снизить габариты и улучшить балансировку, а также избавиться от «трещотки» редуктора.
        • В комплект поставки стандартно включен кейс или сумка, 1 или 2 аккумулятора, сам инструмент, зарядное устройство, минимум 1 бита и инструкция. Некоторые производители добавляют набор бит, некоторые в подарок дают фонарь от аккумулятора. Все эти приятные мелочи могут повлиять на выбор среди двух похожих моделей.

        Комплектация

        Что касается производителей, порекомендовать тут что-то конкретное нельзя, у каждого есть удачные и не очень удачные модели, которые могут быть полезны для разных видов работ. Достойных производителей много: Bosch, Makita, AEG, Hilti, Hitachi, Ryobi, Metabo, Kress, DeWalt, Milwaukee. Окончательное решение будет зависеть от бюджета и требований к инструменту.

        Особенности последовательного соединения АКБ

        Последовательное соединение АКБ — задача не такая уж сложная. К плюсу электрической схемы подсоединяем плюс первой батареи, к минусу первой батареи подключаем плюс второй, и так далее. Минус последней подключается к минусу электросхемы. Перед тем как последовательно соединить аккумуляторы, убедитесь в том, что они одинаковы по параметрам.

        Формулы (U — напряжение, I — ток, C — емкость, E — электрическая энергия):

        Схема

        Последовательное соединение АКБ

        Схема последовательного соединения аккумуляторов

        Емкость системы

        Емкость АКБ при последовательном соединении будет равна емкости одного элемента, а напряжение элементов будет суммироваться. Например, на схеме показано, как подключить аккумуляторы последовательно. В таком случае напряжение батареи вырастет в 4 раза (12*4 = 48 В), а емкость останется равной 200 Ач.

        Для чего используется

        Разные устройства имеют различные диапазоны напряжений. В то же время, рабочее напряжение электроаккумуляторов варьируется от 0,5 до 48 В. Если нужен автономный источник энергии для приборов, электроприводной техники, стартеров автомобилей, для него создается повышенное рабочее напряжение. Делается это как раз с помощью последовательного соединения аккумуляторных батарей.

        Самый простой пример такого соединения — карманный фанарик. Чем ниже напряжение в фонарике, тем более тускло горит лампочка. А наиболее часто такая система используется в автомобильных свинцово-кислотных АКБ. Отдельные элементы в них называются банками и объединены в общем корпусе свинцовыми шинами. В беспроводных инструментах и электровелосипедах используются литий-ионные аккумуляторы.

        Можно ли раскачать АКБ при снижении ёмкости

        При снижении ёмкости Ni-Mh — Ni-Cd возможно в значительной степени восстановление этого параметра. Процедура по устранению эффекта памяти осуществляется в такой последовательности:

        • Разрядить элемент питания через не слишком мощный потребитель электроэнергии, до наличия на контактах изделия напряжения 0,8 – 1,0 Вольт. Измерить этот показатель можно с помощью мультиметра.
        • Установить аккумулятор в зарядное устройств и зарядить его на 100 процентов.
        • Повторить процесс заряд-разряда несколько раз.

        Если эффект памяти – это последствия «недоразряда», который наблюдался в течение длительного времени, то возможно процесс зарядки потребуется осуществлять с применением более мощных ЗУ.

        Если в процессе эксплуатации аккумуляторов эффект памяти явно не проявляется либо изделия хранятся длительное время без подзарядки, то тренировку, описанную выше, рекомендуется проводить в профилактических целях. Особенно хорошо проявляет себя такой подход при эксплуатации Ni-Mh и Ni-Cd батарей.

        Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

        голоса
        Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector