Применение манометров для безопасной эксплуатации газовых баллонов
Применение манометров для безопасной эксплуатации газовых баллонов
Технические газы в разном физическом состоянии имеют широкое применение в промышленности. Например, сжиженный газ в баллонах используют для сварки металлоконструкций в строительстве мостов. Также этот газ необходим для технологических процессов в медицине и металлургии.
Баллоны со сжатыми газами, особенно токсичными и горючими, – это большая опасность. При работе с ними необходима повышенная осторожность: если давление внутри баллона выйдет за допустимые пределы, например, из-за падения или воздействия высокой температуры, баллон взорвется. Пострадать могут люди и окружающая среда.
Организации, которые в своей деятельности используют баллоны со взрывоопасным газом:
производители систем контроля газовых баллонов
производители систем пожаротушения газами
производители аналитического оборудования и хроматографов
Наглядный пример того, как взрывается баллон и какую опасность это представляет, отображен в видео. На нем запечатлен пожар на складе сварочных материалов в Далласе, штат Техас, США.
Одна из причин взрыва баллонов – нарушение правил безопасности: охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Другая – использование манометров, которые не соответствуют требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03). Поскольку газы могут быть частично агрессивными, материалы, из которых изготовлены баллон, регулятор давления и манометр, также должны соответствовать этим правилам.
Манометры для контроля остаточного давления в газовых баллонах
Влияние температуры на давление в баллончике с CO2
Температура влияет на давление CO2 в баллончике, а значит на начальную скорость пульки. Получить «золотую середину» возможно при оптимальных показателях окружающей среды. Летом эффективность «воздушки» будет выше, чем зимой.
Пример: стреляя из газовой пневматики при +25 градусов Цельсия, давление внутри баллончика CO2 составит 63 бара, а при температуре ниже 0 – не выше 34 бар.
Кроме того, в момент отстрела оружия, на доли секунды, происходит естественное падение давления в емкости: углекислый газ расширяется и становится чуть холоднее. Однако, после выравнивания атмосфер, температура CO2 возвращается к прежним значениям – нагревается. Рекомендуется одиночная стрельба из газобаллонного пистолета или винтовки.
Факторы, влияющие на изменение давления газа
- Сжатие газов.
Сжатие газов считается основным показателем, влияющим на давление. Чем больше количество молекул в емкости, тем больше давление. - Температура газа или газовой смеси.
Давление меняется, если на нее действует два фактора – температура и объем газа. Равномерное давление достигается при равномерном воздействии температуры и количества газовой смеси в сосуде.
Меняя один из факторов, происходит изменение давления газовой смеси. Температура газа нагревается – давление увеличивается и наоборот. Количество газа уменьшается – давление уменьшается и наоборот.
В зависимости от типа емкости, применяют разные инструменты и способы измерения давления.
К таким приборам относятся:
- барометр;
- термометр;
- весы;
- манометр.
Для измерения давления в закрытых емкостях применяют манометр. Если нет возможности измерить давление манометром или другим инструментом, то применяют формулу расчета давления.
Давление измеряется силой перпендикулярно действующей на площадь поверхности тела.
P=F/S
P – давление измеряется в кгс/см2;
F – сила измеряется в кгс;
S – площадь измеряется в см2.
Какое давление в газовом баллоне
Газовый баллон – это не просто сосуд, а устройство для хранения и транспортировки газа. В нем поддерживается давление 1,6 МПа или 7 атмосфер.
В конструкцию баллона входят;
- механизмы, контролирующие давление в газовом баллоне;
- механизмы, стабилизирующие подачу газа потребителю;
- механизмы безопасности.
Пропановый баллон должен проходить проверку на пригодность использования. Регулярность проверки указывается в тех. паспорте баллона. В паспорте указываются особые отметки и дата прохождения проверки.
Помимо проверки, газовые баллоны проходят тех. обслуживание
На тех. обслуживании проверяют:
- герметичность шва;
- меняют вентиль;
- красят в красный цвет и наносят белую надпись «ПРОПАН»;
- на металлической бирке выбивают контрольную дату тех. осмотра.
В баллонах применяют пропанобутановую газовую смесь, которая при нагревании расширяется, поэтому пропановые баллоны заправляются на 85%. Баллон, заправленный более чем на 85%, становится взрывоопасным, т.к. при нагревании больше 30 градусов Цельсия газ существенно расширяется и увеличивает давление в емкости. Избыточное давление газа воздействует на шов баллона, который может не выдержать предельной нагрузки и взорваться.
Рекомендация.
Заправляя баллон на газозаправочной станции, обращайте внимание на фактический объем заправленного газа. Недобросовестные заправки заправляют на 85%, а денег берут как за 100%.
- нарушение правил заправки
- нарушение правил хранения
- нарушение правил транспортировки
Нарушение правил заправки бытовых баллонов
По нормам газовые баллоны необходимо заправлять на специализированных предприятиях – газонаполнительных станциях (ГНС), где их заправляют строго по весу на специальных весовых установках. Такая заправка баллонов осуществляется на 80% их объема. Оставшиеся 20% — это так называемая буферная зона, предназначенная для перехода части жидкой фазы в газообразную во время повышения температуры окружающего воздуха.
Однако в последнее время очень многие потребители сжиженного газа заправляют свои баллоны не на ГНС, а на обычных газозаправочных станциях, где отсутствуют приспособления для взвешивания баллонов, и заправка осуществляется с обычной газораздаточной колонки. В этом случае баллоны заправляют, что называется, под завязку. Если такая заправка осуществляется летом, то температура заправляемого газа практически равна температуре окружающего воздуха и давление в бытовом баллоне сильно не изменяется.
Зимой же заправка баллонов пропаном требует особого соблюдения температурного режима.
Предположим, бытовой баллон заправлен под завязку в холодное время года и потом внесен в отапливаемое помещение. Из нижеприведенного графика видно, как резко поднимается давление пропан — бутановой смеси при изменении температуры.
Поскольку СУГ характеризуются высоким коэффициентом теплового расширения и при условии, что в газовом баллоне отсутствует буферная зона, избыточному давлению деваться некуда и оно начинает разрушительно действовать на стенки баллона и в итоге приводит к взрывам газовых баллонов в домах.
В последнее время очень часто такие случаи происходят при установке натяжных потолков, когда заправленный баллон с улицы вносят в дом и эксплуатируют в помещении, где работает газовая горелка при повышенной температуре.
Зависимость давления паров СУГ от температуры
Нарушение правил хранения бытовых баллонов
Хранить газовые баллоны необходимо на улице, в специально предназначенных для этого шкафах, имеющих отверстия для вентиляции. Такое хранение не позволяет бытовым баллонам перегреваться, а наличие вентиляционных отверстий препятствует созданию взрывоопасной концентрации пропан — бутановой смеси даже при наличии утечки газа через соединительную арматуру.
Однако, очень часто люди, особенно дачники, пренебрегают безопасностью и хранят газовые баллоны в помещении, рядом с газовыми плитами. Это приводит к перегреву газовых баллонов и как следствие — разрыву их стенок, что сопровождается взрывами. Так же, если в шлангах или арматуре имеется утечка, то в помещении может со временем образоваться взрывоопасная смесь пропана с кислородом, что при работающих газовых конфорках приводит опять же к взрывам газовых баллонов.
Нарушение правил транспортировки бытовых баллонов
Перевозятся бытовые газовые баллоны специальным транспортом, оборудованным специальным приспособлением для их перевозки (в простонародье – «клетка»). Такой способ транспортировки исключает возможность ударов и повреждений бытовых газовых баллонов, а также создает вентиляцию, которая не дает повышаться температуре окружающего воздуха вокруг них.
Летом очень часто можно наблюдать картину, когда бытовые баллоны после заправки люди перевозят в багажниках своих автомобилей и оставляют в закрытых автомобилях на солнце. Такая перевозка и хранение чреваты их нагревом, повышением внутреннего давления, что, как и в первых двух случаях приводит к взрывам бытовых газовых баллонов.
Мы перечислили основные причины взрывов бытовых газовых баллонов, произошедших по неосторожности или по незнанию правил хранения, транспортировки и эксплуатации.
Конечно же, существуют и другие причины: баллоны взрываются и по глупости и по случайности, но это уже отдельные случаи.
Задаваясь вопросом, есть ли возможность наладить ситуацию в сфере использования бытовых газовых баллонов, снизить количество травм и увечий в результате их взрывов, мы долго искали ответ, и вот что нашли. Главный государственный инспектор по пожарному надзору Москвы Сергей Аникеев в одном интервью Аргументам и фактам сказал о том, что «никаких нормативных документов по надзору за газобаллонным оборудованием нет. Нет органа, который отвечал бы за это».
А поскольку контроля нет, мы считаем, что прежде чем применять взрывоопасное оборудование у себя дома или в производстве необходимо досконально изучить все аспекты его применения. Все в наших руках.
Автомобильные газовые баллоны
И в заключение хотелось бы коснуться вопроса взрывов автомобильных газовых баллонов с пропан — бутановой смесью. Здесь существует две причины взрывов:
- Внешний удар по топливной системе автомобиля, что происходит в аварийных ситуациях.
- Неисправное состояние топливной системы автомобиля.
Так что, берегите себя на дорогах и помните про технику безопасности!
В следующих статьях вернемся к теме автомобильных топливных систем на пропан — бутановой смеси и, рассмотрев причины аварийных ситуаций, докажем, что пропан — бутан на автомобиле не несет никакой опасности при правильной эксплуатации системы.
Небольшая подборка видео взрывов газовых баллонов которые произошли из-за неосторожного обращения, неправильной транспортировки и неправильного хранения.
Информация Неисправность Прошивки Схемы Справочники Маркировка Корпуса Сокращения и аббревиатуры Частые вопросы Полезные ссылки
Справочная информация
Этот блок для тех, кто впервые попал на страницы нашего сайта. В форуме рассмотрены различные вопросы возникающие при ремонте бытовой и промышленной аппаратуры. Всю предоставленную информацию можно разбить на несколько пунктов:
- Диагностика
- Определение неисправности
- Выбор метода ремонта
- Поиск запчастей
- Устранение дефекта
- Настройка
Неисправности
Все неисправности по их проявлению можно разделить на два вида — стабильные и периодические. Наиболее часто рассматриваются следующие:
- не включается
- не корректно работает какой-то узел (блок)
- периодически (иногда) что-то происходит
О прошивках
Большинство современной аппаратуры представляет из себя подобие программно-аппаратного комплекса. То есть, основной процессор управляет другими устройствами по программе, которая может находиться как в самом чипе процессора, так и в отдельных микросхемах памяти.
На сайте существуют разделы с прошивками (дампами памяти) для микросхем, либо для обновления ПО через интерфейсы типа USB.
Схемы аппаратуры
Начинающие ремонтники часто ищут принципиальные схемы, схемы соединений, пользовательские и сервисные инструкции. Это могут быть как отдельные платы (блоки питания, основные платы, панели), так и полные Service Manual-ы. На сайте они размещены в специально отведенных разделах и доступны к скачиванию гостям, либо после создания аккаунта:
- (запросы) (хранилище) (запросы) (запросы)
Справочники
На сайте Вы можете скачать справочную литературу по электронным компонентам (справочники, таблицу аналогов, SMD-кодировку элементов, и тд.).
Marking (маркировка) — обозначение на электронных компонентах
Современная элементная база стремится к миниатюрным размерам. Места на корпусе для нанесения маркировки не хватает. Поэтому, производители их маркируют СМД-кодами.
Package (корпус) — вид корпуса электронного компонента
При создании запросов в определении точного названия (партномера) компонента, необходимо указывать не только его маркировку, но и тип корпуса. Наиболее распостранены:
- DIP (Dual In Package) – корпус с двухрядным расположением контактов для монтажа в отверстия
- SOT-89 — пластковый корпус для поверхностного монтажа
- SOT-23 — миниатюрный пластиковый корпус для поверхностного монтажа
- TO-220 — тип корпуса для монтажа (пайки) в отверстия
- SOP (SOIC, SO) — миниатюрные корпуса для поверхностного монтажа (SMD)
- TSOP (Thin Small Outline Package) – тонкий корпус с уменьшенным расстоянием между выводами
- BGA (Ball Grid Array) — корпус для монтажа выводов на шарики из припоя
Краткие сокращения
При подаче информации, на форуме принято использование сокращений и аббревиатур, например:
Сокращение | Краткое описание |
---|---|
LED | Light Emitting Diode — Светодиод (Светоизлучающий диод) |
MOSFET | Metal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor — Полевой транзистор с МОП структурой затвора |
EEPROM | Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory — Электрически стираемая память |
eMMC | embedded Multimedia Memory Card — Встроенная мультимедийная карта памяти |
LCD | Liquid Crystal Display — Жидкокристаллический дисплей (экран) |
SCL | Serial Clock — Шина интерфейса I2C для передачи тактового сигнала |
SDA | Serial Data — Шина интерфейса I2C для обмена данными |
ICSP | In-Circuit Serial Programming – Протокол для внутрисхемного последовательного программирования |
IIC, I2C | Inter-Integrated Circuit — Двухпроводный интерфейс обмена данными между микросхемами |
PCB | Printed Circuit Board — Печатная плата |
PWM | Pulse Width Modulation — Широтно-импульсная модуляция |
SPI | Serial Peripheral Interface Protocol — Протокол последовательного периферийного интерфейса |
USB | Universal Serial Bus — Универсальная последовательная шина |
DMA | Direct Memory Access — Модуль для считывания и записи RAM без задействования процессора |
AC | Alternating Current — Переменный ток |
DC | Direct Current — Постоянный ток |
FM | Frequency Modulation — Частотная модуляция (ЧМ) |
AFC | Automatic Frequency Control — Автоматическое управление частотой |
Частые вопросы
После регистрации аккаунта на сайте Вы сможете опубликовать свой вопрос или отвечать в существующих темах. Участие абсолютно бесплатное.
Кто отвечает в форуме на вопросы ?
Ответ в тему Какое давление выдержат балоны из под газа как и все другие советы публикуются всем сообществом. Большинство участников это профессиональные мастера по ремонту и специалисты в области электроники.
Как найти нужную информацию по форуму ?
Возможность поиска по всему сайту и файловому архиву появится после регистрации. В верхнем правом углу будет отображаться форма поиска по сайту.
По каким еще маркам можно спросить ?
По любым. Наиболее частые ответы по популярным брэндам — LG, Samsung, Philips, Toshiba, Sony, Panasonic, Xiaomi, Sharp, JVC, DEXP, TCL, Hisense, и многие другие в том числе китайские модели.
Какие еще файлы я смогу здесь скачать ?
При активном участии в форуме Вам будут доступны дополнительные файлы и разделы, которые не отображаются гостям — схемы, прошивки, справочники, методы и секреты ремонта, типовые неисправности, сервисная информация.
Полезные ссылки
Здесь просто полезные ссылки для мастеров. Ссылки периодически обновляемые, в зависимости от востребованности тем.
В каких случаях требуется регулировка пламени горелки?
Атмосферная газовая горелка для обогревательного оборудования чаще выходит из строя. Ею оснащаются модели как настенного, так и напольного котла. Инжекционная горелка напольного оборудования снижает свою эффективность по разным причинам:
- Мощность горелки завышена. Случается, когда для маленького обогревательного оборудования приобретается горелка высокой мощности. При этом для горения недостаточно места, приток воздуха для такой мощности слабый, что приводит к переходу пламени от голубого к желтому, закопчению камеры сгорания, дымохода.
- Если дымоход плохо прочищен, ухудшается тяга котла. При этом отработанные продукты горения слабо выводятся, приток воздуха малый. Это ухудшает горение, пламя желтеет.
- Дефект самой горелки не дает возможность правильно настроить полное сгорание топлива.
- Из-за перепадов давления в системе газоснабжения хорошо отрегулированное оборудование может выбрасывать большое количество неотработанного газа в дымоходную трубу. Частично он оседает копотью, сажей. Большой слой сажи снижает тягу, увеличивает расход топлива.
- Запуск отопительного оборудования после ремонта.
- Наличие посторонних шумов при работе котла, газовой горелки.
- Смена вида топлива.
Преимущества метана
Используя метан в качестве топлива на автомобиле, можно добиться следующих положительных моментов:
- Октановое число метана — 130, это выше, чем у самого чистого бензина;
- Финансовая экономия — природный газ дешевле продуктов переработки нефти;
- Метан чище. Это означает увеличение срока эксплуатации транспортного средства и долговечность использования двигателя.
- Транспорт, который работает на газе, выбрасывает в окружающую атмосферу меньше всего отработанных газов.
- Снижение выбросов, возникающих в момент заправки топливного бака, а также общее снижение количества выбросов углекислого газа.
Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном
Правила использования цангового газового баллона
Как правило, цанговые баллоны нужно использовать исключительно в вертикальном положении. При работе в горизонтальном, примыкающее оборудование начинает накапливать жидкую фазу — это может привести к поломке или разрушению техники. Если баллон в горизонтальном положении соединить с горелкой через рукав (шланг), жидкость, как правило, успевает испаряться.
Баллоны, которые подключаются к оборудованию протыканием, желательно отключать только после полного опустошения емкости.
Крепление резьбового баллона значительно надежнее и прочнее, чем у цангового, поэтому пользователь обязан максимально аккуратно производить присоединение и проверять стыки перед запуском.
Не используйте цанговые баллоны для задач, превышающих заявленную мощность — напрасно потратите время и деньги.
Ни используйте баллоны при температуре менее -10°C.